Зачем нужны автоматы защиты двигателя

Зачем нужны автоматы защиты двигателя

Автоматы защиты относятся к низковольтным коммутационным аппаратам многократного применения, которые предназначены для механического отключения электроцепей в жилых и промышленных помещениях и предохранения проводов от короткого замыкания и перегрузок в электросети, вызванных неисправностью электродвигателя. 

27 мая 2020

Характерной спецификой такой защиты двигателя считается высокие пусковые токи, способные в 7 раз превосходить рабочие показатели. Наиболее мощной перегрузкой на старте подвержены асинхронные электродвигатели, имеющие короткозамкнутый ротор. Эти разновидности двигателей особенно часто используются, как в бытовом секторе, так на промышленном производстве. По этой причине правильно организованная защита цепей питания двигателей становятся особо востребованной.

Функции защитных автоматов электродвигателей

 

Сегодняшние защитные механизмы или, говоря иными словами, автоматы защиты и мотор автоматы, зачастую соединяются в едином устройстве с коммутационными блоками пуска или пускателями и осуществляют следующие функции:

  • Защитные действия от тока КЗ в цепи электропитания либо в середине двигателя;
  • защитные действия от продолжительной перегрузки, которые связаны с высокой механической нагрузкой на валу электродвигателя;
  • защита от асимметрического расположения фаз и от последствий вызванных обрывом фазного токопровода;
  • теплозащита от излишнего нагрева электродвигателя, реализуемая термодатчиками, размещенными на защитном кожухе либо в середине двигателя;
  • защита от низкокачественных параметров напряжения;
  • гарантия выдержки временного периода охлаждения электродвигателя при аварийной остановке;
  • отображение рабочего и аварийного режимов;
  • защитное отключение при аварийном снижении нагрузки на валу электронасосов;
  • интеграция с автоматическими комплексами контроля и регулирования.

Выбор прибора для автоматической защиты

 

Выбор автомата защиты двигателя выполняется по следующим критериям:

  1. По числу полюсов: 1 и 2-х полюсные используются для однофазной электросети, 3-х и 4-х — в трехфазной сети.
  2. По номинальному напряжению, которое в автомате принимается большим или равным сетевому напряжению: Uном. АВ > Uном. сети. Мощность электродвигателя принимается в килоВаттах, 1кВт=1000 Ватт.
  3. По номинальному току — это ток двигателя, работающий при номинальной мощности. Значение обозначается в техпаспорте электрооборудования.
  4. Кратность пускового тока к номинальному, также обозначается на паспорте двигателя. 
  5. Максимально ток проводки – это разрешенный ток, который способен протекать по кабелю, подключенному к двигателю.

Параметры номинального тока автомата в А по мощности электродвигателя кВт при напряжении 220/380 В:

  • 1 кВт - 5/3 А;
  • 2 кВт - 10/5 А ;
  • 3 кВт - 13/ 8 А ;
  • 4 кВт - 20/ 10 А;
  • 5 кВт - 25/13 А;
  • 10 кВт - 50/ 25 А.

 

Часто на практике случаются ситуации, что номинальный ток подобран профессионально, но автомат, то и дело выбивает, хотя проводка целая и электродвигатель работает исправно и не перегревается. Как правило, подобная проблема появляется вследствие ошибочно выбранной характеристики расцепления, которую называют классом или типом. 

С тем, чтобы не произошла мгновенная реакция на кратковременный прыжок нагрузки, необходима задержка отключения во времени. По ее продолжительности и рассчитывается характеристика расцепления. Для электродвигателей применяется класс D. При получении некоторой нагрузки, расцепитель действует немедленно, воспринимая большую мощность на пуске, как КЗ. D - 10-20 In, где In - номинал.


На электротехническом рынке довольно большую популярность имеет защита электродвигателя с использованием многоцелевых защитных аппаратов, именуемых, мотор автоматами. Эти приспособления обладают модульной конструкцией, монтируются на DIN-рейку и руководят включением силовых контакторов. Отдельные мотор автоматы помогают в точности отрегулировать разные характеристики защитного выключения. Сейчас имеется немало вариантов новейших мотор автоматов, какие отличаются коммутируемой мощностью, списком функций, вариантом регулирования, схемой включения и внешним оформлением.