Виды релейной защиты в электротехнике

29.03.2021
48
Время чтения: 34 секунды

Содержание

Виды релейной защиты в электротехнике
В процессе доставки электроэнергии потребителю могут возникать неполадки. Они развиваются за очень короткий промежуток времени. Люди не способны уследить за всеми параметрами энергосети. Поэтому была создана релейная система защиты.

Релейная защита содержит компоненты:

  • пусковая часть (отвечает за мониторинг агрегатов, нахождения локализации и определение вида поломки, активация защиты или игнорирование отклонений);
  • элемент логики (отвечает за реализацию алгоритмов по обеспечению безопасности);
  • измерительные приборы (реле, контролирующие величины тока);
  • исполнительная часть (включает или отключает оборудование);
  • передающая аппаратура (реализована лишь в некоторых устройствах).

Реле напряжения и тока для электрического щитка

Задачи электрического реле:

  • обнаружение поломок электрооборудования;
  • отключение участка, имеющего сбои в работе;
  • выявление отклонений в функционировании отдельных элементов и установок;
  • автоматическое восстановление нормального режима.

Защитные релейные устройства могут не допускать развития аварийных режимов, а также предотвращать их возникновение. Так достигается снижение негативного влияния подобных ситуаций.


Релейная защита. Низковольтные реле это


Системы электрооборудования обязаны быть снабжены устройствами релейной защиты и автоматики (УРЗА). Минимальный объем аппаратуры определяется нормами, зафиксированными в документах.
Ими оснащаются установки по производству и передаче электроэнергии. Необходимо, чтобы защитная аппаратура постоянно находилась во включенном состоянии. Однако имеются исключения для тех реле, которые периодически должны выключаться.

Также нужен график постоянного обслуживания и проверки автоматических реле. Контроль за данными мероприятиями проводят органы по Энергонадзору.


Реле EKF в коробке. Новые электрические реле для защиты

Классификации реле на различные виды основывается на:

  • варианту подключения (первичные – прямо в цепь, вторичные – через трансформатор);
  • предназначении (логические, измерительные и др.);
  • механизме действия (электромеханические, полупроводниковые, микропроцессорные);
  • методе функционирования (прямого и косвенного действия).

Разновидности устройств по регистрируемым величинам и механизмам работы

Существуют следующие виды:

  • направленная максимальная токовая защита – контролирует направление мощности и токовые параметры;
  • максимальная токовая защита (МТЗ) – активируется при определенной силе тока;
  • дуговая защита – обычно предупреждает воспламенение КРУ и КТП 6,3 и 10,5. Регистрирует слишком высокую освещенность или давление посредством датчиков (клапанов в случае газа). Дополнительно с ней работает токовая защита, предупреждающая ложные активации первой;
  • газовая защита – отключает трансформатор в случае выхода газа;
  • дистанционная защита (ДЗ) – реагирует на КЗ (уменьшается сопротивление линии);
  • дистанционная защита с блокировкой оптического канала – относительно новый вид. Отличается большей надежностью, поскольку оптические кабели практически не подвержены влиянию электромагнитных полей. При их эксплуатации нет необходимости в аппаратуре ВЧ-присоединения;
  • дистанционная защита с ВЧ-блокировкой – используется совместно с защитой от замыканий на землю. Располагается по обе стороны от линии. Предназначена для сокращения времени отключения сети во время короткого замыкания;
  • дифференциальная защита – активируется при определенной разнице параметров тока на выходе и входе. Чаще всего применяется в системе безопасности трансформаторов, генераторов и сборных шин;
  • логическая защита шин (ЛЗШ) – анализирует деятельность защитной системы питания и отходящих фидеров;

Дифференциально-фазная защита (ДФЗ) – контроль уставки (определенного значения) токовых фаз на обеих сторонах линии (они не должны различаться больше, чем на установленную величину)

Оборудование релейной защиты и автоматики являются необходимой частью электросетей. Оно обеспечивает безопасность установок, необходимых для производства и транспортировки электричества. Его состояние и функционирование подвергаются регулярным проверкам.