Международные инструменты должны приблизить энергоемкость ВВП России к показателям развитых стран
27.06.2019
0
Время чтения: 43 секунды
Содержание
Уровни энергоемкости производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше (хуже) среднемировых в 1,2 – 2 раза, а по отношению к лучшим мировым практикам – в 1,5 – 4 раза. Низкая энергетическая эффективность порождает высокую долю расходов на энергоносители в себестоимости, и, как следствие, низкую конкурентоспособность российской продукции.
Развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности в секторах-потребителях энергии – одно из ключевых сценарных условий при прогнозировании перспектив развития ТЭК. Предусматривается, что за счет соответствующих мероприятий при средних темпах роста ВВП в 2- 3% в год средний темп роста энергопотребления составит 1,4 – 1,6 %. Указанное снижение энергоемкости ВВП в 1,3 – 1,5 раза (или в объеме 315 – 580 млн т у.т. в год) предполагается достичь:
на 2/3 (215 – 390 млн т у.т.) за счет структурной перестройки российской экономики и опережающего роста неэнергоемких отраслей обрабатывающей промышленности, строительства, сферы услуг (с соответствующим снижением доли сырьевых и энергоемких отраслей на 3 – 4 п.п. к 2035 году), на 1/3 (100 – 190 млн т у.т.) – за счет технологической модернизации и развития.
В частности, к 2035 году ожидается снижение удельного расхода топлива на транспорте на 13% в консервативном и на 15% в оптимистическом сценарии за счет оптимизации двигателей внутреннего сгорания и использования новых материалов в автомобилестроении, удельного расхода топлива на электростанциях – на 8 – 10 % за счет планируемой модернизации оборудования.
В этой связи необходимо решить задачу максимальной реализации имеющегося потенциала энергосбережения и повысить энергетическую эффективность во всех отраслях экономики, приблизив ее к уровню лучших мировых практик.
Решение данной задачи связано с совершенствованием системы государственного управления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, создающей весомые стимулы для привлечения в данную область частных и государственных инвестиций.
Для этого следует применять как уже используемые (концессии, энергосервисные договоры, налоговые и иные льготы), так и новые для России, но хорошо зарекомендовавшие себя в международной практике инструменты (целевые соглашения с крупнейшими потребителями энергетических ресурсов, частные венчурные, револьверные и иные фонды и т. д.).
Согласно мировой практике источником финансирования мероприятий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности могут стать меры регулирования тарифов и цен (при учете социально обоснованных ограничений на их рост). Для этого потребуется применение во всех инфраструктурных секторах методологии долгосрочного стимулирующего регулирования начиная с этапа формирования документов стратегического планирования и до принятия конкретных тарифных решений для регулируемых инфраструктурных организаций как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов России, с учетом необходимости повышения надежности и качества энергоснабжения, а также повышения эффективности функционирования субъектов энергетики.
В составе мер реализации потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности будут использоваться:
Развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности в секторах-потребителях энергии – одно из ключевых сценарных условий при прогнозировании перспектив развития ТЭК. Предусматривается, что за счет соответствующих мероприятий при средних темпах роста ВВП в 2- 3% в год средний темп роста энергопотребления составит 1,4 – 1,6 %. Указанное снижение энергоемкости ВВП в 1,3 – 1,5 раза (или в объеме 315 – 580 млн т у.т. в год) предполагается достичь:
на 2/3 (215 – 390 млн т у.т.) за счет структурной перестройки российской экономики и опережающего роста неэнергоемких отраслей обрабатывающей промышленности, строительства, сферы услуг (с соответствующим снижением доли сырьевых и энергоемких отраслей на 3 – 4 п.п. к 2035 году), на 1/3 (100 – 190 млн т у.т.) – за счет технологической модернизации и развития.
В частности, к 2035 году ожидается снижение удельного расхода топлива на транспорте на 13% в консервативном и на 15% в оптимистическом сценарии за счет оптимизации двигателей внутреннего сгорания и использования новых материалов в автомобилестроении, удельного расхода топлива на электростанциях – на 8 – 10 % за счет планируемой модернизации оборудования.
В этой связи необходимо решить задачу максимальной реализации имеющегося потенциала энергосбережения и повысить энергетическую эффективность во всех отраслях экономики, приблизив ее к уровню лучших мировых практик.
Решение данной задачи связано с совершенствованием системы государственного управления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, создающей весомые стимулы для привлечения в данную область частных и государственных инвестиций.
Для этого следует применять как уже используемые (концессии, энергосервисные договоры, налоговые и иные льготы), так и новые для России, но хорошо зарекомендовавшие себя в международной практике инструменты (целевые соглашения с крупнейшими потребителями энергетических ресурсов, частные венчурные, револьверные и иные фонды и т. д.).
Согласно мировой практике источником финансирования мероприятий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности могут стать меры регулирования тарифов и цен (при учете социально обоснованных ограничений на их рост). Для этого потребуется применение во всех инфраструктурных секторах методологии долгосрочного стимулирующего регулирования начиная с этапа формирования документов стратегического планирования и до принятия конкретных тарифных решений для регулируемых инфраструктурных организаций как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов России, с учетом необходимости повышения надежности и качества энергоснабжения, а также повышения эффективности функционирования субъектов энергетики.
В составе мер реализации потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности будут использоваться:
- совершенствование нормативно-правовой базы, включая введение запрета на производство и использование энергетически неэффективной техники, оборудования, зданий, технологических процессов;
- налоговое и неналоговое стимулирование использования компаниями наилучших доступных технологий (НДТ), включая разработку и применение соответствующих справочников и реестров НДТ в целях технического и экологического регулирования, а также приобретения энергоэффективного оборудования;
- использование средств бюджетов различных уровней, внебюджетных средств, средств институтов развития, организация льготного заемного финансирования проектов в области энергоэффективности и энергосбережения (включая компенсацию процентной ставки по соответствующим кредитам);
- предоставление государственных гарантий по кредитам на реализацию проектов энергосбережения и повышения энергоэффективности;
- разработка стандартов энергоэффективности зданий и сооружений, оборудования и техники, в том числе транспорта;
- совершенствование законодательства России в части контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг с целью создания условий для реализации проектов в области энергосбережения и приобретения энергоэффективного оборудования;
- пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности среди различных групп населения, в том числе в составе образовательных программ высших учебных заведений.
Выберите город
- Москва
- Пермь
- Санкт-Петербург
- Астрахань
- Барнаул
- Белгород
- Волгоград
- Вологда
- Воронеж
- Екатеринбург
- Ижевск
- Казань
- Кемерово
- Киров
- Краснодар
- Красноярск
- Липецк
- Магнитогорск
- Набережные Челны
- Нижний Новгород
- Новокузнецк
- Новосибирск
- Новый Уренгой
- Омск
- Оренбург
- Пенза
- Ростов-на-Дону
- Рязань
- Самара
- Саратов
- Севастополь
- Смоленск
- Ставрополь
- Сургут
- Томск
- Тюмень
- Ульяновск
- Уфа
- Челябинск
- Чита