Прогнозируется прирост производства электрической энергии до 38 %

windrader-1048981_960_720

Производство электрической энергии с 2008 года увеличилось на 2,6 %, ее потребление – на 3 %, установленная мощность электростанций – на 12,8 %. В 2008-2015 гг. введено 28 ГВт новой установленной мощности, в том числе Богучанская ГЭС, Няганская ГРЭС, Южноуральская ГРЭС, Усть-Среднеканская ГЭС. Завершено восстановление Саяно-Шушенской ГЭС после аварии 2009 года.

Введено в работу и реконструировано около 300 линий электропередачи напряжением 220 кВ и выше. Среди важнейших проектов следует назвать объекты энергообеспечения саммита АТЭС в 2012 году во Владивостоке, Олимпиады–2014 в Сочи, Чемпионата Мира по футболу 2018. В число крупнейших введенных в эксплуатацию электросетевых объектов входят также высоковольтная линия ВЛ 500 кВ Зейская ГЭС – Амурская – Хэйхэ, обеспечивающая экспорт электрической энергии в КНР. В мае 2016 года завершено строительство энергомоста через Керченский пролив мощностью 800 МВт, обеспечивающего связь энергосистемы Крыма с Единой энергосистемой России (ЕЭС).

Получила развитие малая распределенная энергетика, в том числе в сфере теплоснабжения, роль которой в развитии конкуренции постоянно возрастает.

Стоящие перед отраслью задачи включают в себя:

  1. Вывод из эксплуатации экономически неэффективного, физически и морально устаревшего энергетического оборудования с введением необходимого объема новых мощностей преимущественно на базе использования отечественных технологий и оборудования, с сохранением приоритета выработки электрической и тепловой энергии в комбинированном режиме.
  2. Развитие ЕЭС с последовательным присоединением к ней ряда изолированных при обеспечении эффективной надежности электроснабжения.
  3. Модернизация сетей, внедрение интеллектуальных систем учета и контроля электроэнергии, развитие технологий «умных сетей».
  4. Оптимизация структуры и загрузки электро- и теплогенерирующих мощностей по типам генерации и видам используемых энергоресурсов как основы совершенствования структуры ТЭБ страны и регионов, в том числе в изолированных от ЕЭС энергетических районах.
  5. Интеграция электроэнергетики в Едином экономическом пространстве ЕАЭС и увеличение экспорта электрической энергии и мощности, прежде всего на востоке страны.

В решении поставленных отраслевых задач важную роль должно сыграть развитие конкуренции и методов государственного (в том числе антимонопольного) регулирования тарифов в электроэнергетике и централизованном теплоснабжении.

Магистральным направлением развития электроэнергетики является развитие конкуренции и долгосрочных отношений на оптовом и розничном рынках электрической энергии, в том числе:

  • модернизация конкурентных моделей оптового и розничного рынков в электроэнергетике с обеспечением равноправия поставщиков и потребителей в формировании рыночного равновесия и эффективных механизмов, и ценовых сигналов для инвестиций, в том числе увеличение объемов поставок по прямым контрактам (СДД) и снижение доли гарантирующих поставщиков;
  • совершенствование конкурентных механизмов долгосрочной оптимизации баланса мощности, отбора и оплаты проектов в генерации и у потребителей по методам гарантирования доходности инвестиций совместно с развитием практики двусторонних долгосрочных договоров и биржевых инструментов хеджирования рисков;
  • обеспечение принципа единообразия правил тарифного регулирования в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии и разработка механизмов распределения и реализации ответственности за надежное энергоснабжение и качество услуг по передаче электрической энергии;
  • построение эффективной отраслевой системы контроля деятельности энергетических компаний по подготовке и надежному прохождению объектами электроэнергетики максимумов нагрузок на базе функционирования рейтинговой модели с применением оптимального состава объективных расчетных критериев оценки;
  • совершенствование и активное использование экономических механизмов, обеспечивающих консервацию части генерирующих мощностей в целях повышения эффективности производства электроэнергии на первом этапе и создание долгосрочного резерва для покрытия последующего прироста спроса на электрическую энергию на втором этапе;
  • усиление роли потребителей на рынках электрической энергии (мощности) и системных услуг путем дифференциации условий поставок электроэнергии с учетом эластичности спроса, требований по надежности и качеству энергоснабжения;
  • разработка рыночных механизмов, стимулирующих потребителей к активному участию в формировании розничного рынка электроэнергии (управление спросом посредством участия в регулировании графика нагрузки), с применением, в том числе, технологии хранения и аккумулировании электроэнергии и ее воспроизводства;
  • стимулирование потребителей к развитию локальных и интегрируемых в ЕЭС распределенных источников энергоснабжения для обеспечения потребления электрической энергии в части пиковой нагрузки в энергосистеме как фактора повышения конкуренции на рынке электрической энергии и мощности, формирование с их участием локальных интеллектуальных энергосистем с автоматизированными торговыми площадками;
  • развитие «умных сетей» (Smart Grids), интеллектуальной распределенной энергетики, потребительских сервисов и «энергетического интернета» в рамках реализации «дорожной карты» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы.

Для решения поставленных перед отраслью задач потребуется разработка и реализация новых механизмов привлечения инвестиций в электроэнергетику и теплоснабжение, а также развитие и освоение указанных в Прогнозе НТР ТЭК инновационных технологий, в том числе технологий «чистого угля», экологически чистых угольных конденсационных энергоблоков.

Будут приняты долгосрочные тарифные решения в электро- и теплоэнергетике, направленные на обеспечение отрасли необходимыми финансовыми ресурсами с учетом ликвидации перекрестного субсидирования. Получит развитие механизм регуляторных соглашений об осуществлении регулируемых видов деятельности.

Для гарантированного обеспечения энергетической безопасности и надежной работы производственной структуры электроэнергетики будут установлены обязательные требования к субъектам и объектам электроэнергетики, их созданию и эксплуатации, техническим характеристикам, оборудованию и персоналу.

Общим правилом должна стать синхронизация вводов новых генерирующих мощностей с ростом потребности в электроэнергии и мощности с учетом вывода из эксплуатации устаревших неэффективных генерирующих мощностей.

Будут приняты меры к достижению высокой степени обеспечения отрасли преимущественно отечественным оборудованием и ликвидации дефицита квалифицированных кадров.

Немаловажную роль призвано сыграть развитие возобновляемых источников энергии и распределенной генерации (включенные в ЕЭС или работающие автономно небольшие, до 25 МВт, электростанции потребителей), осуществляемое в зависимости от структур и концентрации нагрузки в региональных энергетических системах. Это также будет способствовать повышению энергетической безопасности и широкому использованию инноваций в электроэнергетике.

В случае реализации перечисленных мер возможен прирост производства электрической энергии к 2020 году на 4 – 5 %, а к 2035 году – на 30 – 38 % при увеличении установленной мощности электростанций на 13 – 16 % (с 248 до 281 – 289 ГВт).

В целях диверсификации Топливно-энергетического баланса и получения устойчивой структуры генерирующих мощностей предусматривается развитие электростанций всех типов с учетом необходимости минимизации ценовой нагрузки на потребителей. В частности, рост установленной мощности ГЭС может составить 7 – 24 %. Централизованный отпуск тепла на первом этапе незначительно снизится, но в целом за период 2015 – 2035 гг. он увеличится на 3 – 5 % (с 1250 до 1290 – 1315 млн Гкал).

С учетом перспектив развития экономик стран Северо-Восточной Азии и роста спроса на электроэнергию в регионе будет проработана возможность поэтапного объединения энергосистем Республики Корея, КНДР, Японии, Китая, Монголии и России на основе организации перетоков электроэнергии и мощности за счет совместного строительства на российской территории новых объектов генерации, а также межгосударственных линий электропередачи высокого и ультравысокого напряжения.

Источник: сайт Министерства энергетики РФ