Импортозамещение кабельной продукции

cables-1080555_1920

В результате анализа рынка кабельной промышленности в России, можно сделать выводы об отсутствии на отечественном рынке некоторых видов кабелей, включая кабель на сверхвысокое напряжение и кабель для подводной прокладки.

Данная продукция на основании Приказа Министерства промышленности и торговли России №653 от 31 марта 2015 года была включена в план мероприятий по импортозамещению в отрасли энергетического машиностроения, кабельной и электротехнической промышленности РФ.

В рамках данного плана предусмотрено достижение показателей импортозамещения по каждому виду продукции до 2020 года:

Срок реализации проектов Доля импорта в потреблении в 2014 году Максимальная плановая доля импорта в потреблении к 2020 году
кабели силовые на напряжение 330, 500 кВ 2015-2018 100% 60%
Кабели силовые и материалы для них на напряжение до 220 кВ 2015-2017 60% 47%
Кабели силовые для морской прокладки 2015-2018 100% 80%
Кабельная арматура (муфты) на напряжение 110, 220, 330 кВ 2015-2016 100% 0%
Оптическое волокно  для производства оптических кабелей 2015 100% 70%
Шинопроводы магистральные, распределительные, осветительные, троллейные, с литой изоляцией 2015-2017 80% 50%
Производство специализированных кабелей для авиастроения, атомной и нефтегазовой отрасли 2015-2017 100% 50%
Специальные кабели для систем электрического обогрева для химической, атомной и нефтегазовой промышленности, термокабели) 2015-2017 70% 40%

В рамках проведения общей политики по импортозамещению, один из крупнейших в мире производителей алюминия инвестирует 250 млн рублей в производство инновационного материала для кабельной промышленности – высокодисперсного осажденного гидроксида алюминия (ВОГА). Он представляет собой порошок с размером частиц менее 3 микрон — в сто раз тоньше человеческого волоса. Благодаря своим физико-химическим свойствам он является антипиреном — ограничителем горения. Поэтому гидроксид алюминия находит широкое применение в производстве негорючей изоляции кабелей для атомной, судостроительной, авиационной и автомобильной отраслей промышленности. Также он используется в производстве лакокрасочной продукции, высококачественной бумаги, полимерных композиций различного назначения.

Мировое потребление ВОГА превышает 800 тыс. тонн в год и ежегодно увеличивается более чем на 4%. В России потребность в ВОГА составляет свыше 30 тыс. тонн в год.

С учетом необходимости импортозамещения в высокотехнологичных областях создание отечественной технологии производства ВОГА является особенно актуальным. Кроме того, низкая себестоимость производства материала обеспечит его конкурентоспособность не только на российском рынке.В 2017 году на укрупненной лабораторной установке специалисты получили несколько сотен килограммов ВОГА. Опытная партия порошка прошла испытания у производителей кабельной продукции и подтвердила заявленные характеристики. В 2018 году запланировано проектирование опытно-промышленной установки по выпуску ВОГА.

В целом импортозамещение кабельной продукции в России имеет ряд преимуществ: экономия на транспортных расходах, уменьшение цены приобретаемого товара, снижение сроков поставки продукции или оказания услуг, повышение ответственности производителя, формирование партнёрских отношений между производителем и покупателем, повышение занятости отечественных рабочих.

При этом сохраняется ряд проблем в этом направлении, среди которых отсутствие промышленных производств, способных поставлять материалы для изготовления кабелей и проводов (полиэтилены, компоненты для ВОК); высокие пошлины на ввозимое сырье, при снижение пошлин на импортируемые кабели (ВОК); отсутствие в России промышленного производства, кабельной бумаги, в том числе высоковольтной уплотненной, каландрированной, термостабилизированной бумаги, используемой при производстве обмоточных проводов.

Не смотря на все особенности импортозамещения в России и исполняя поручения Президента РФ по разработке и утверждению мероприятий по ускоренному импортозамещению комплектующих изделий, сырья и материалов иностранного производства, все больше Российских компаний, как государственных, так и частных, активно обращают внимание в сторону отечественного производителя.